Аннотация:
Трал как инженерное сооружение, предназначенное для лова пелагических рыб в толще воды, должен всецело удовлетворять всем специфическим особенностям поведения и распределения избранного объекта лова. Конструкцию трала необходимо разрабатывать применительно к каждом объекту лова в определенных условиях его обитания. Технические параметры трала должны быть подобраны в зависимости от тех характерных особенностей поведения рыбы, которые свойственны данному объекту лова в определенный период его жизни. Площадь устья трала, предназначенного для лова стайных рыб, может быть определена по эмпирической формуле. Если для данной рыбы известна ее дальность видения, то расстояние от плоскости устья до наиболее удаленных точек тралового вооружения может быть найдено по формуле. Между площадью входного отверстия в кутке трала и дальностью видения рыбы существует зависимость. Для лова хамсы в осенне-зимний период целесообразнее изготовлять трал из трех основных секций (отпугивающей, направляющей и удерживающей) с соответствующими размерами ячеи. Оптимальный размер ячеи в кутке трала может быть определен по формуле. Размеры ячей в двух других секциях сетного мешка трала (направляющей и отпугивающей) для лова хамсы должны быть подобраны. Ввиду того, что при встрече с движущимися под водой сетными сооружениями пелагические рыбы (в том числе хамса) "бросаются", как правило, вниз, в конструкции трала для лова рыбы в толще воды должен быть предусмотрен поддон. Учитывая характерную для многих пелагических рыб (в частности, для хамсы) эллиптическую форму косяков, горизонтальное раскрытие трала в его устье должно быть соответственно больше, чем вертикальное. В целях повышения промысловых качеств трала для каждого объекта лова необходимо подбирать соответствующие сетематериалы с определенным отношением диаметра нити к шагу ячеи. Для лова хамсы в осенне-зимний период оптимальная скорость буксировки трала равна 1,65 м/сек, или 3,22 узла.