Аннотация:
Учитывая особенности биологии, поведения и распределения в водном пространстве, положение в трофической пирамиде антарктического криля и мелких мезопелагических рыб (ММР), анализируется подход к выбору технических средств добычи и организации промысла, обеспечивающих достаточный уровень его рентабельности и допустимую экологичность конструкций орудий лова. По моделям вероятностно-статистической теории рыболовных тралов, учитывающих характеристики распределения промысловых объектов в водном пространстве и технические параметры применяемых на промысле тралов, полученных по результатам нескольких экспедиций в Антарктику и ЦВА, проведён анализ улавливающих и экологических характеристик разноглубинных тралов при облове антарктического криля и ММР, а также соотношения возможного суточного вылова и производительности рыбоперерабатывающего оборудования траулера. Результаты расчётов показывают, что для большей эффективности промысла необходимо модернизировать суда, увеличив их суточную производительность рыбоперерабатывающего оборудования, с применением промысловой схемы выливки улова из тралового мешка с помощью рыбонасоса./An approach to the selection of technical means to fish and organize fisheries providing a sufficient level of its profitability and allowable ecology of the gear construction is analyzed. Biological, behavioural and distributional peculiarities of Antarctic krill and small mesopelagic fishes in the water space are taken into account, as well as their position in the trophic pyramid. Basing probability-statistical theory of fishing trawls which takes into account distributional characteristics of the fishing objects and technical parameters of the trawls employed obtained during some expeditions to the Central Eastern Atlantic and Antarctic Region catchability and ecological characteristics of midwater trawls were analyzed. Relationship between possible daily catches and productive capacity of the fish processing equipment installed on board was found. The calculations demonstrate that modernization of vessels is needed to increase the efficiency of fishery, i.e. increase daily productive capacity of the fish processing equipment using fishery schedules of fish discharge from cod end employing fish pumps.