Аннотация:
В настоящей работе рассматриваются вопросы, связанные с распределением и промыслом патагонского и антарктического клыкачей. Отмечается, что промысловый запас (часть общего запаса, состоящая из особей, достигших промыслового возраста) патагонского клыкача сконцентрирован в основном в пределах 200-мильных экономических зон прибрежных и островных государств Южного полушария регулируется законодательствами прибрежных стран (Франция, Австралия, чили и др.). За пределами 200-мильных экономических зон промысловые скопления этого вида складывается из немногочисленных мелких единиц запаса рассредоточенного почти во всей зоне АНТКОМ. Промысловый запас антарктического клыкача сосредоточен в пределах зоны АНТКОМ. Отмечается, что образование морских охраняемых районов (МОР), в частности в море Росса, не способствует развитию промысла данного вида. Создание охраняемых районов, включая их границы, цели и задачи, должно обеспечиваться научно-информационной базой, позволяющей получить объективные данные для их образования. Биоресурсы Антарктики должны оставаться общедоступными, а не изолированными из-за образования МОР. В противном случае огромная биологическая продуктивность Антарктики и ее биоресурсы станут фактически недоступными для большинства государств-членов Антарктической Комиссии/The issues of distribution and fishery of Patagonian and Antarctic toothfish wereconsidered in the present paper. It was distinguished that commercial stock of the first fishspecies was mainly concentrated within the limits of 200-miles economic zones of the coastaland island states of the Southern hemisphere and regulated by the legislation of the coastalcountries. Outside 200-miles economic zones the resource consists of not numerous small unitsof the stock dispersed almost throughout the CCAMLAR zone. The Antarctic toothfish commercial stock is concentrated within the limits CCAMLR zone. It was distinguished that the formation of MPA, in the Ross Sea in particular, is notconductive to the development of this species fishery. Formation of the protected areas, including their borders, aims and tasks, should be provided by scientific information baseallowing objective data on their formation. Antarctic bioresources should remain generallyaccessible, but not isolated because of MPA formation. Otherwise the enormous biologicalproductivity of the Antarctic and its biological resources can become actually inaccessible forthat part of the humanity that inhabits members-states of the Antarctic Commission.