Аннотация:
С тех пор как существует мореплавание, стихия была и остается одной из основных морских опасностей. Практически каждый ураган, тайфун, тропический циклон или другое стихийное бедствие не обходится без жертв или имущественных потерь. Ежегодно по метеорологическим причинам гибнет около 10% судов от общего числа затонувших. Согласно зарубежным данным, основной причиной гибели судов или оставление их экипажем принято считать непреодолимые силы природы. В связи с этим самые разнообразные проявления стихии имеет смысл рассматривать не только в качестве физических факторов, воздействующих на судно, груз и людей, но и в качестве факторов юридических, с наличием которых связано возникновение, изменение или прекращение сложных правовых отношений участников торгового мореплавания. Грамотное использование законов и положений не только может сэкономить финансовые и технические средства флота, а также добиться выплаты издержек, компенсаций, вознаграждений. Особое внимание изучению морского законодательства должен уделять капитан - главное официальное ответственное лицо на судне и заинтересованный непосредственно грузоперевозчик.